среда, 15 августа 2012 г.

Открывая белые пятна на карте...

" — Вот мы с тобой говорим, говорим, дни летят, а мы с тобой все говорим.
— Говорим, — согласился Ёжик.
— Месяца проходят, облака летят, деревья голенькие, а мы всё, беседуем.
— Беседуем.
— А потом все совсем пройдет, а мы с тобой вдвоём только и останемся.
— Если бы!
— А что ж с нами станет?
— Мы тоже можем пролететь.
— Как птицы?
— Ага.
— А куда?
— К югу, — сказал Ежик.

— Давай никуда не улетать, Ёжик. Давай навсегда сидеть на нашем крыльце, а зимой — в доме, а весной — снова на крыльце, и летом — тоже.
— А у нашего крыльца будут потихоньку отрастать крылья. И однажды мы с тобой вместе проснёмся высоко над землей. «Это кто там бежит внизу такой тёмненький?» — спросишь ты.
— А рядом — еще один?
— Да это мы с тобой, — скажу я. «Это наши тени», — добавишь ты." (С.Козлов)

Это рассказ, или отчет, про то, как неудержимо желание посетить и увидеть весь мир. Про то,  что мечтаю не только о дальних заморских странах и экзотических пейзажах...Уже более двух лет как во мне зародилась мечта побывать в Беларуси. Есть у меня одна хорошая привычка - докопаться до всего хорошего. Ведь оно обязательно есть везде, у каждого:)

Я не хотела ограничивать себя только поездкой в Минск. Это нечестно! Нельзя узнать страну, побывав только в ее столице или самом известном городе.

Так как я готовила маршрут и собирала информацию о поездке более 2 лет, я постараюсь снабдить мой рассказ о путешествии в Беларусь полезными ссылками, фотографиями и деталями.

А теперь предисловие, которое вдруг окажется послесловием. Сначала про общие впечатления о стране, потом подробности) Я ехала в Беларусь с четким представлением, что это будет путешествие, после которого я только и сделаю, что вычеркну эту страну из своего воображаемого списка и больше здесь не появлюсь. Я была уверена, что побываю в бедной, аккуратной, чистой стране, где сохранились советские порядки и где отсутствует "продвинутая" цивилизация. Я вернулась и мне захотелось вычеркнуть свою страну... грязную, равнодушную к своим проблемам...

Небольшая Беларусь вряд ли может состязаться по количеству достопримечательностей с Украиной. Нет там ни бесконечных Карпат, нет знойного Крыма, стильного Львова, современного Киева... Есть только отношение чистое и хорошее, а это не так уж и мало. Может мне все это показалось, но я все-таки расскажу как это было.

Два удобных сайта, которыми я пользовалась при планировании:
Сайт беларуской железной дороги - очень удобный, показывает наличие мест, расписание, стоимость.
Сайт Расписание автобусов - тоже очень удобный сайт, где есть внутренние автобусы по всей Беларуси и международные.

Итак, в путь!

День 1. Наше путешествие (я и Костя) начинается с маршрутки Киев-Чернигов, посиделок в ночном кафе, храпящего черниговского зала ожидания и тихого хохота. В 3 часа мы садимся в поезд в Минск. Вагон мне сразу понравился, он был пуст. В 6 утра мы проснулись от неожиданного падения аварийного окна))) Вскоре на наши просьбы прибежал парень в форме, на спине которой было написано "беларуская чагунка" и в душе стало спокойно. Прикрепив окно на два гвоздя парень удалился. Теперь по просторам нашей и соседней страны ездит поезд, аварийное окно которого вряд ли вам поможет в случаи чего...

В 13 часов дня поезд привез нас в Минск. На улице было очень хмуро.

"Ворота Минска" Привокзальная площадь

Точного списка того, что нужно посмотреть в Минске у нас не было и это было правильно. Так как Минск - это город для прогулок. Гулять, гулять по его широченным улицам днем и ночью!  Это очень просторный город и возникает смешное детское чувство бежать вперед, вприпрыжку. И все для хорошей и безопасной прогулки здесь есть! Есть красивые, ухоженные улицы, есть уютные кафе, есть тенистые парки и скверы с неожиданными скульптурами, есть прокат велосипедов и лодок ... есть информационные стенды, указатели и терминалы)

Площадь Независимости (очень похожа на Майдан Независимости в Киеве)

Красный костел, или костел Симона и Алены (фото не мое, мое не получилось, а  показать костел нужно)
Это одна из визитных карточек Минска. Костел назван в честь двух умерших детей (Симона и Алены). Перед смертью во сне Алена увидела красивый храм и попросила своих родителей после ее смерти возвести его на площади в городе, что достаточно состоятельные родители и сделали. Костел сохранился и пережил советское время.

Костел действующий. Войдя во внутрь мы увидели, что в костеле проводится католическая свадьба, а пол усыпан лепестками роз.

Троицкое предместье.
Некогда это предместье было самым большим в Минске.

А это вид с Троицкого предместья на Верхний город.
Ближайшее метро (кстати в Минске есть метро и стоит оно 1500 бел.рублей = 1,5 грн) к Троицкому предместью и Верхнему городу - это станция Немига. Возле ее входа расположен необычный памятник... 30 мая 1999 года внезапно началась гроза с градом. Около двух с половиной тысяч молодых людей предприняли попытку укрыться от непогоды в подземном переходе. В результате давки погибло 53 человека, среди которых 40 девушек.
Это национальная библиотека Беларуси. Внутри есть панорамный лифт (не работал) и смотровая площадка.
График работы смотровой площадки:
Пн. – чт., вс.: 13.00–22.00
Последний подъем – 21.30
Пт., сб.: 13.00–23.00
Последний подъем – 22.30

Вид со смотровой площадки. Библиотека находится в далеке от исторической части города, но вид с нее мне тоже понравился. Весь город со всех сторон окружает лес. Зелень внутри города тоже очень значительна.

Вечернее время в Минске мы решили скрасить в кинотеатре, но не потому, что нам нечего было делать. Мы наивно думали, что фильмы будут на государственном языке и мы насладимся просмотром высокохудожественной картины про вампиров на беларуском языке:) Русский язык - это было не последняя диковинка в кино. Не было попкорна, колы, и всяких других маленьких гадостей)) В замен этого был буфет, где разливали по бокалам коньяк и были предложены бутербродики. Но в зал ни-ни...  В зале все было чинно-благородно, никто не чавкал, не жевал, кроме меня конечно)))

Около полуночи нас ждал поезд в Витебск.

Поезда в Беларуси - особая тема. Во-первых они очень-очень дешевые. Самый дорогой плацкарт, который нам довелось купить стоил 24 грн. В стоимость билета никогда не входит постельное белье, его вы покупаете в поезде. Оно стоит меньше 5 грн.

День 2. Насладиться поездом Минск-Витебск у меня не получилось: менее 4 часов сна и в 5 утра мы в городе авангарда!

Утренний Витебск:
В Витебске родился и вырос один из самых ярких художников авангарда - Марк Захарович Шагал. В городе сохранился его дом, где расположен музей и арт-центр.

Дом-музей Марка Шагала, ул.Покровская 11, с 11 до 18:30, выходной - понедельник.

Арт-центр: г.Витебск, ул.Путна, 2, с 11 до 18:30, выходной понедельник и вторник.
После Витебска мы сели на электричку и уехали в Полоцк. Немного устав от переездов, нам хотелось найти отель.

В Полоцке есть хороший отель Славянский - его сайт. Но на тот момент он не вписывался в наш бюджет. Мы решили поискать свое счастье в привокзальных комнатах отдыха. До этого мне никогда не доводилась сталкиваться с подобным проживанием и я не знала чего ожидать.

Комнаты отдыха оказались в отдельном здании от вокзала. За 35 грн с человека нам выделили номер, в котором была новая мебель с ортопедическими матрасами)) телевизор, туалет и прихожая. Мы были довольны. Передохнув (ударение на "О") мы решили, что выжмем все из себя, а уж потом плюхнемся спать.

Полоцк оказался, а никто иначе и не сомневался, маленьким провинциальным городоком с небольшим количеством достопримечательностей.
Вы увидели Западную Двину, по которой варяги к грекам ходили, Борисов камень с таинственными надписями, собор, детский музей и природоведческий музей.
 Очередной центр Европы.
День 3. Едем из Полоцка на автобусе в Нарочанский национальный парк.
Это край ледниковых озер, почти самый север страны и первый курорт в Беларуси, еще до советской власти поляки или литовцы скупали здесь земли и строили коттеджи, дачи и лечебницы.
В Нароче мы отправляемся в Информационный центр, где обитает классная девочка, явно походница, которая быстро рассказала нам про маршруты и кемпинги. Кстати для справки, если вы будете отдыхать в Нароче (тут много санаториев) и вам нужно будет скрасить свой досуг: почти каждый день от информационного центра собираются различные экскурсии.

Мы же выбрали далекий кемпинг на другой стороне озера и отправились к нему!
Погода стояла устрашающая, дождливая и ветреная. А небо в Беларуси низкое-низкое и огромные 3-D облака чуть ли не касаются затылка. Нас все время мучил вопрос: а на какой высоте над уровнем моря расположена Беларусь?)))
Отличие организации кемпингов в Нарочанском парке от многих украинских и российских парков - это соблюдения обычных, нормальных природоохранных правил. Ни один кемпинг в Нароче не находится сразу на берегу, на пляже озера, а отдален не менее, чем на 300 м. Что это дает? Чистые берега, чистую воду, спокойствие для водоплавающих птиц, которые здесь обитают. На следующее утро, отправившись на озеро за водой, я встретила семью лебедей:)

Перед поездкой в Беларусь мы купили небольшой тент, который должен был заменить нам палатку. Вот так выглядел наш дом:)
Два дня в Нарочанском парке это было тихое счастье. Мы, наконец, никуда не спешили, и можно было ничего не делать, только лопать чернику, которой было видимо-невидимо в лесу, смотреть по сторонам, обниматься и греться у костра.

День 4. На второй день пребывания в парке мы остановились на более популярном кемпинге, ближе к автобусной остановке.
На этом кемпинге есть вода, дрова, каждому по беседке (каждой золушке по тыкве!) и туалет. Здесь у нас были две приятные встречи. Первая - с уборщицей данного кемпинга, которая очень удивилась, что нам нравится чистота Беларуси, мол, а разве где-то бывает иначе?) Вторая встреча - с минчанами, которые подарили нам лотерейный билет, угостили ребрышками и пожарили только что собранных виноградных улиток. Кстати последних здесь полчища, в Нароче даже памятник улитке стоит:)
День 5. В 7 утра, уставшие и замершие мы уехали в Минск а уставшем и замершем автобусе. На юг, в надежде на солнце!

В Минске мы посетили площадь Свободы (если я не ошибаюсь), которую не нашли в первый день путешествия.

Это экипаж губернатора.
Кстати у Кости такое важное выражение лица было не долго. Так как в экипаже была большая лужа, в которую он сел и всю оставшуюся прогулку по Минску совершили мы втроем: я,  Костя и мокрая попа:):):)

Уезжаем на автобусе в долгожданный Мир. Больше всего мне хотелось побывать в Мирском замке, который входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Мирский замок, наверное, был самым дорогостоящим объектов в Беларуси - входной билет 32 грн:))) В замке очень много ходов, дверей и головокружительных лестниц. Можно заглянуть в подвальные помещения, в винный погреб, многочисленные музеи, посвященные истории замка в разное время.

Из Мира, вскочив в уходящий автобус, мы доехали до станции Городея, где купили билеты на поезд в Брест.

День 6.
Пешеходная улица Советская в Бресте.
За 6 дней пребывания в Беларуси только в Бресте мы встретили не очень доброжелательных людей. Почему то здесь в течении одного часа 4 человека хотели нас обмануть. Настроение было подавленное и нам хотелось как можно быстрее от сюда улизнуть. Поэтому в Бресте мы прошлись только по пешеходной улице и посетили Брестскую крепость.

Это совсем не обычная улица. Кроме красивых электрических фонарей, на ней стоят-скучают 19 старинных керосиновых и зажигает их фонарщик, каждый день. Вот его рабочее место.

Есть тут и летучая мышь, которая держит указ: "Дабы в граде вредь тьмы не было, установить на улицах, площадях и иных местах людных фонарей изрядно. И за кошт казенный учредить пост фонарщика, а место ему определить у камня сего, отколе он повинен каждодневно фонари зажигать, невзирая на дожди проливные, снега обильные и стужу лютую. Надлежит сему фонарьщику астрономическое время ведать, ибо первый свет на фонарь должен являться, как солнце сядет. А коли он свет на улице сей запалит, то немедля зажечься и прочим фонарям в граде. Июль 2009 года."
Ох, как мне все это понравилось)

Вход в Брестскую крепость.

Как только мы вошли - раздался шум военных самолетов и началась война...

Из Бреста мы умчались в обед на контрабандном автобусе на родину, в Украину. На этом наше путешествие не закончилось. Мы побывали на Шацких озерах, в Луцком замке и Львове. Но про это я, наверное, напишу отдельно.

Сейчас, когда прошло более 50 дней с путешествия, утихли впечатления и забылись детали. Осталось довольное чувство. Это было хорошее путешествие, в хорошей компании, по хорошей стране.

Просмотреть Путешествие по Беларуси на карте большего размера

1. Вельмі прыгожа і душэўна напісалі пра маю родную Беларусь!!! Прыемна, што знайшлі тут столькі прыгожых мясцінаў. Шкада, што не сустрэлі беларускай мовы...